Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Чудо-теплица: социальная адаптация, самореализация, профессиональные навыки для детей с ОВЗ» (далее – «рабочая программа») составлена и включена в учебные планы общеобразовательных Учреждений – Бюджетное общеобразовательное учреждение Чувашской Республики «Новочебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики (далее – «БОУ «Новочебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии»), Бюджетное общеобразовательное учреждение Чувашской Республики «Чебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №2» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики (далее – «БОУ «Чебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №2» Минобразования Чувашии»). Рабочая программа включает в себя два курса внеурочной деятельности, которые проходят параллельно:

1. Развитие школьного тепличного хозяйства;

2. Основы семейного предпринимательства в области растениеводства для детей с ОВЗ (совместно с родителями, законными представителями детей).



Организация процесса обучения регламентирована следующими нормативными документами:

- Конституция Российской Федерации (ст. 43, 44);

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

- Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 № 35847);

- Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 № 35850);

- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 №АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;

- Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016 № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»;

- Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26);

- Рекомендации Министерства образования и науки РФ от Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 ноября 2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования, технического творчества обучающихся».



Общая характеристика рабочей программы

Сегодня перед школой стоит важная задача научить ребенка самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь критически анализировать получаемые знания и применять их для решения новых задач. В решении данного вопроса отводится большая роль работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Еще Я.А. Коменский указывал на необходимость наличия в школе небольшого сада, куда следует приводить обучающихся и предоставлять им возможность наслаждаться зрелищем деревьев, цветов, трав. Я. А. Коменский сравнивает формирование человека с природными растениями. Он говорит, что никто не сажает сорняки и не ухаживает за ними, а культурное растение всегда требует к себе внимания. Так и ребенок, считает педагог, должен воспитываться и обучаться правильно. Красивая ухоженная теплица воспитывает у детей эстетические чувства, бережное отношение к природе, самодисциплину и любовь к труду. Приобретение обучающимися навыков и качеств при работе в теплице так же необходимы и при подготовке к предпринимательской деятельности.

Введение рабочей программы в учебные планы общеобразовательных школ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья направлено на расширение навыков детей для дальнейшего трудоустройства, привлечение родителей к совместному развитию ребенка. Особое внимание обращается на обеспечение безопасности труда обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических требований к условиям труда.

В БОУ «Новочебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии, БОУ «Чебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №2» Минобразования Чувашии есть материально – техническая база, необходимая для реализации рабочей программы. Обучающиеся смогут на практике закреплять теоретические знания, полученные на занятиях и воплощать в жизнь свои открытия в области растениеводства, идеи в области предпринимательской деятельности. Проведение с обучающимися дополнительных занятий практической направленности позволит им узнать этапы выращивания рассады и получения урожая, а также получить прикладные знания и навыки в построении собственного бизнеса, который строится по такому же принципу, что и в природе – «выращивание рассады – получение урожая».

Внедрение рабочей программы позволит повысить профессиональный уровень педагогов в школах для детей с ОВЗ и разнообразие внеурочной деятельности. Преподавать рабочую программу будут штатные педагоги общеобразовательных школ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья после консультаций и под присмотром опытных наставников в предпринимательстве, тем самым и педагоги приобретают новые знания по основам семейного предпринимательства и новые инновационные методы преподавания внеурочной деятельности школьников.

Рабочая программа курса разработана для привлечения школьников к ведению исследовательской и практической деятельности с одновременной профориентационной направленностью. В рамках данного курса запланированы лекционные и практические занятия, видеоуроки, экскурсии.

Особенностью организации учебного процесса по данной программе является учет психолого-педагогических характеристик обучающихся, а также привлечение к обучению родителей обучающихся.

Большая часть содержания программы – практическая деятельность в теплице, в ходе которой решаются задачи обучения, воспитания и коррекции обучающихся.

В процессе трудовой деятельности формируются и развиваются личностные качества школьников: целенаправленность, умение довести начатое дело до конца, самостоятельность, самоконтроль, чувство взаимопомощи. При обучении развивается мышление и мелкая моторика, способность к пространственному анализу, речь, внимание, память.



Инновационная составляющая рабочей программы

Рабочая программа направлена на обучение развитию школьного тепличного хозяйства с параллельным обучением основам семейного предпринимательства совместно с родителями (законными представителями).

Программа позволит реализовать федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с применением системно-деятельностного подхода в обучении.

Реализация рабочей программы поспособствует развитию пришкольной инфраструктуры, даст возможность обеспечивать школу и детей цветочными культурами, свежей зеленью, овощами и ягодами, а также будет способствовать развитию интереса у детей к растениеводству и предпринимательству. Тем самым у обучающихся будут формироваться универсальные учебные действия (УУД), необходимые для успешной реализации личности в обществе.



Описание места предмета курса внеурочной деятельности в учебном плане

В соответствии с учебным планом в общеобразовательных Учреждениях БОУ «Новочебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии, БОУ «Чебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №2» Минобразования Чувашии на рабочую программу отводится 57 занятий.



Критерии оценки эффективности рабочей программы:

- повышение уровня практических и профессиональных навыков у детей;

- увеличение количества исследовательских работ;

- расширение диапазона возможностей для реализации детьми своих творческих и бизнес-инициатив;

- самореализация;

- социальная адаптация в обществе;

- приобретение профессиональными педагогами новых форм и методик работы;

- привлечение родительского сообщества к образовательному процессу.



Цель рабочей программы

Дать обучающимся с ограниченными возможностями здоровья оптимальный объем знаний для получения ими практических профессиональных навыков с целью их дальнейшей социальной адаптацией и интеграцией в общество, вовлечения родителей в образовательный процесс для совместного развития детей.



Задачи программы

1. Создать систему обучения, обеспечивающую условиям для детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их образовательными особенностями.

2. Сформировать знания о выращивании сельскохозяйственных культур.

3. Освоить технологические знания основ сельскохозяйственных технологий на основе включения обучающихся в разнообразные виды деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

4. Сформировать знания в области предпринимательства по созданию семейного бизнеса;

5. Вовлечь родителей в образовательный процесс, повысить профессиональную культуру семьи;

6. Обучить профессиональных педагогов новым методам и приемам преподавания внеурочной деятельности.



Формы и методы освоения программы:

- групповые занятия;

- метод практической работы и метод проблемных ситуаций. В процессе практической работы обучающиеся легче воспринимают учебный материал ввиду его наглядности. Метод проблемных ситуаций развивает способность у детей мыслить самостоятельно и находить правильное решение;

- лекции, видео уроки, практико-ориентированные занятия, экскурсии.


Планируемые результаты программы


Овладение знаниями, умениями и навыками регламентируется рамками полезных и необходимых инструментов для решения задач повседневной жизни. Накопление доступных навыков коммуникации, самообслуживания, бытовой и доступной трудовой деятельности, а также перенос сформированных представлений и умений в собственную деятельность, готовит обучающихся к использованию приобретенных в процессе образования способностей для активной жизни в семье и обществе.

Личностные результаты:

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- развитие готовности к самостоятельным действиям;

- осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

- эстетического отношения к живым объектам;

- умение работать с интернет-ресурсами (интернет-ресурсы по сельскому хозяйству, бизнес-порталы, в том числе специализированные для людей с ОВЗ, сайты местных органов власти и др.);

- ценностные ориентиры, основанные на идеях уважения к собственности, цивилизованного предпринимательства.

- овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в экономической сфере; заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии экономики страны, региона, города, района;

- ценностные ориентиры, основанные на идеях уважения к собственности, цивилизованного предпринимательства.

С учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося личные результаты освоения рабочей программы может оцениваться индивидуально.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД

- выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие ресурсы;

- анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

- овладение составляющими исследовательской деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения;

- умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать – определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;

- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

- согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;

- оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

- соблюдение норм и правил безопасности трудовой деятельности;

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Коммуникативные УУД:

- умение работать в команде, учитывая позицию других людей;

- организовывать и планировать учебное сотрудничество;

- проявлять инициативу, принимать решения.

Регулятивные УУД:

- самоорганизация учебной деятельности (целеполагание, планирование, самоконтроль, волевая регуляция, рефлексия).



Содержание учебной программы

Программа курса «Развитие школьного тепличного хозяйства»

Цель программы: обеспечить предварительную подготовку обучающихся для организации приусадебного тепличного хозяйства.

Продолжительность: 43 часа.

Тема 1. (штатный педагог). Овощеводство защищенного грунта — интенсивная с/х технология (1ч.)

Теоретические сведения. Современное состояние и перспективы развития тепличного хозяйства. Правила безопасной работы в защищенном грунте. Санитарные и гигиенические нормы.

Тема 2. (штатный педагог). Искусственный микроклимат защищенного грунта, его параметры (3ч.)

Теоретические сведения. Типы сооружений защищенного грунта, их характеристика. Физические свойства светопрозрачных материалов, используемых для теплиц и парников. Внутреннее оборудование: стеллажные и грунтовые теплицы. Параметры искусственного микроклимата: световой, воздушный, тепловой, водный режимы. Системы автоматического регулирования параметров искусственного климата в теплице. Весенние работы в теплицах.

Практическая работа. Подготовка весенней теплицы к работе. Полив грунта в теплице теплой водой. Наблюдения за температурой грунта и воздуха.

Тема 3. (штатный педагог). Почвосмеси, их состав (3ч.)

Теоретические сведения. Понятие «почвосмесь». Компоненты почвосмеси и их характеристика. Оптимальные свойства почвосмеси для выращивания культурных растений. Понятие «субстрат». Технология приготовления субстратов.

Практическая работа. Подготовка почвосмеси для выращивания рассады овощных и цветочных культур.

Тема 4. (штатный педагог). Метод гидропоники (1ч.)

Теоретические сведения. Гидропонный метод выращивания овощей. Автоматические гидропонные установки. Состав питательных растворов.

Тема 5. (штатный педагог). Устройство теплицы на приусадебном участке (1ч.)

Примерный алгоритм, технология и материалы для устройства теплицы на приусадебном участке.

Тема 6. (штатный педагог). Культурооборот в теплице (1ч.)

Теоретические сведения.. Понятие культурооборота. Схемы культурооборотов, используемых в тепличном хозяйстве.

Практические работы. Составление схемы культурооборота для теплицы.

Тема 7. (штатный педагог). Технология выращивания рассады (4ч.)

Теоретические сведения. Понятие «рассадная теплица». Способы выращивания рассады. Пикировка. Оптимальные параметры выращивания рассады. Требования к качеству рассады. Представление об экономической эффективности возделывания рассады в условиях теплицы.

Практические работы. Определение посевных качеств семян овощных и цветочных культур. Расчет количества рассады, которое необходимо вырастить для возделывания овощной или цветочной культуры на определенной площади: открытого грунта, защищенного грунта. Подготовка рассады овощных культур к высадке (обильный полив с легкой подкормкой минеральными удобрениями). Разметка мест посадки рассады, выкопка лунок, полив. Выборка рассады из горшков с комьями земли. Посадка рассады, полив. Наблюдения за приживаемостью растений. Систематический полив и опрыскивание растений. Подкормки.

Тема 8. (штатный педагог). Применение удобрений в защищенном грунте (2ч.)

Теоретические сведения. Виды удобрений (органические, минеральные). Значение удобрений для почвы и получения высоких урожаев растений. Хранение, правила внесения удобрений в почву.

Практическая работа. Растворимость минеральных удобрений в воде.

Тема 9. (штатный педагог). Технология выращивания культуры томата в защищенном грунте (6ч.)

Теоретические сведения. Формы культуры томата. Гибриды томата, выращиваемые в защищенном грунте. Требования культуры томата к условиям выращивания в защищенном грунте. Агротехнологии возделывания культуры томата: предпосевная обработка семян, посев семян, рассадный способ выращивания, оценка качества рассады, посадка рассады на постоянное место, полив, подкормка, формирование растений. Технология уборки урожая томатов. Представление об экономической эффективности возделывания томатов в условиях теплицы.

Практические работы. Выращивание рассады томата для защищенного грунта (замачивание семян в растворе марганцовокислого калия, раскладка семян в горшке или стакане, полив посевов теплой водой, укрытие пленкой и установка в теплое место). Уход за рассадой томата (наблюдение за всходами, установка горшка или стакана на светлое место, умеренный полив рассады теплой водой, подкормка). Подвязка стеблей растений с помощью шпагата и проволоки. Удаление боковых побегов (по необходимости). Наблюдения за ростом растений.

Тема 10. (штатный педагог). Технология выращивания культуры огурца в защищенном грунте (7ч.)

Теоретические сведения. Сорта и гибриды культуры огурца, выращиваемые в защищенном грунте. Требования культуры огурца к условиям выращивания в защищенном грунте. Агротехнологии возделывания культуры огурца: предпосевная обработка семян, посев семян, рассадный способ выращивания, посадка рассады на постоянное место, полив, подкормка, формирование растений. Технология уборки урожая плодов (зеленцов) огурца. Представление об экономической эффективности возделывания культуры огурца в условиях теплицы.

Практические работы. Выращивание рассады огурца для защищенного грунта (замачивание семян в растворе марганцовокислого калия, раскладка семян в горшке или стакане, полив посевов теплой водой, укрытие пленкой и установка в теплое место). Уход за рассадой огурца (наблюдение за всходами, установка горшка или стакана на светлое место, умеренный полив рассады теплой водой, подкормка). Подвязка стеблей растений с помощью шпагата и проволоки. Удаление боковых побегов (по необходимости). Наблюдения за ростом растений.

Тема 11. (штатный педагог). Технология выращивания рассады однолетних цветочных культур (14ч.)

Теоретические сведения. Выбор однолетних цветочных культур и сроки посева. Почвенные смеси для рассады цветочных культур. Условия для выращивания рассады цветочных культур. Агротехнологии возделывания рассады цветочных культур: предпосевная обработка семян, посев семян, уход за сеянцами, пикировка сеянцев в теплицу, подкормка и полив рассады. Размещение однолетних цветковых культур в цветнике. Элементы цветочного оформления: рабатка, бордюр, клумба.

Практические работы. Подготовка почвосмеси для выращивания рассады цветочных культур. Выращивание рассады однолетних цветочных культур в защищенном грунте. Составление плана размещения однолетних цветковых культур в цветниках. Пикировка рассады однолетних цветковых культур в теплицу. Высадка рассады однолетников в цветник. Уход за высаженными растениями.



Программа курса «Основы семейного предпринимательства в области растениеводства»

Цель программы: дать детям и их родителям основы знаний и умений успешного предпринимательства на примере предпринимательства в области овощеводства и растениеводства.

Продолжительность: 14 часов.

Тема 1. (бизнес наставник) Самодисциплина и непрерывное саморазвитие - залог становления успешного человека (1ч.)

Теоретические сведения. Самодисциплина. Планирование своего времени. Утренняя и вечерняя зарядка. Нравственно-этическое и духовное развитие. Постоянное изучение новых знаний.

Практическая работа. Ознакомление с новыми технологиями и рационализаторством применяемыми в овощеводстве и растениеводстве.

Тема 2. (штатный педагог) Истории успешных детей-предпринимателей. (1ч.)

Теоретические сведения. Успешные дети - предпринимателей (Микейла Ульмер, Анастасия Руссу, Белла Вимс, Олли Форсич, Брэндон Бойнтон).

Тема 3. (штатный педагог). Разработка личного расписания на день. Планирование на долгосрочную перспективу. (1ч.)

Теоретические сведения. Расписание на день для успешного человека. Важность планирования на долгосрочную перспективу (5-10-20 лет).

Практическая работа. Разработка расписания на день.

Тема 4. (бизнес наставник) Как найти свою бизнес-идею? Анализ рынка нашей идеи. Формирование команды. (1ч.)

Теоретические сведения. Поиск рациональных бизнес-идей. Стратегическое видение. Анализ рынка идеи. Командообразование.

Тема 5. (бизнес наставник и штатный педагог) Мозговой штурм по поиску идей. Формирование команд проекта. (1ч.)

Практическая работа. Мозгового штурм «Бизнес-идеи». Формирование команд . Проведение игры по командообразованию.

Тема 6. (штатный педагог) Экскурсия на агрофирму АО «Агрофирма «Ольдеевская». (1ч.)

Практическая работа. Экскурсия на тепличное предприятие г. Новочебоксарск АО «Агрофирма «Ольдеевская». На выездной экскурсии представитель АО «Агрофирма «Ольдеевская» осветит следующие темы: «Технология современного овощеводства в защищенном грунте», «Выращивание зеленых культур и рассады однолетних цветочных культур».

Тема 7. (бизнес наставник) Стратегия реализации проекта. Разработка бизнес-плана и плана мероприятий до этапа завершения для команды. (1ч.)

Теоретические сведения. Важность разработки планов действий с расчетами, проработка путей реализации этапов проекта до этапа завершения в виде измеряемых результатов. Постановка задач и мотивация в команде (на примере системы управления по А. В. Суворову).

Тема 8. (бизнес наставник и штатный педагог) Определение целей и разработка основных этапов реализации бизнес-проектов. Разработка плана мероприятий на примере выращивания рассады в помещении. (1ч.)

Практическая работа. Формирование целей по каждому проекту. Определение и командное обсуждение основных этапов проекта. Разработка плана мероприятий посадки культур в помещении.

Тема 9. (организатор: Чувашское региональное отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России») Бизнес-игра «Первые деньги». (1ч.)

Практическая работа. В игровой форме ознакомить детей с навыками в предпринимательском деле. Игра «Первые деньги».

Тема 10. (бизнес наставник) «Быстрота и натиск – Душа победы!». Действие на результат. (1ч.)

Теоретические сведения. Рассказать об эффекте быстроты и решительности в действиях после хорошо проведенного анализа и планирования своих проектов, объяснить актуальность данного стиля ведения дел в современном мире. Рассказать о том, что всегда необходимо завершать начатое дело конкретным результатом (на примере «системы управления Суворова А.В.»).

Тема 11. (штатный преподаватель и наставник) Видеоконференция с предпринимателем из города Владивостока Сергеем Точеным (Вопрос-Ответ). (1ч.)

Теоретические сведения. Провести видеоконференцию с предпринимателем из города Владивостока с целью ответа на актуальные вопросы для детей: Чем дети будут заниматься после завершения школы? Кем они станут? Кем видят себя? Рассказать на примере собственного опыта основами ведения бизнеса, поделится знаниями и практиками с участниками конференции.

Тема 12. (бизнес наставник) Оценка результата – важная задача предпринимателя. Выучка и духовное развитие «по-Суворовски».

Теоретические сведения. Обучение детей проведению анализа (разбора полетов) после каждого важного мероприятия, этапа проекта. Объяснение важности постоянного обучения и развития нравственно-духовных личностей в себе.

Тема 13. (штатный преподаватель) Видео-знакомство с успешными предпринимателями из города Владивостока и виртуальное путешествие в студию детского ремесла «Благое дело» (руководитель Геннадий Андропов).

Практическая работа. Проведение виртуальной экскурсии во Владивосток в кузницу творческих, предприимчивых детей - социальную медиа студию «Благое дело».

Тема 14. (наставник и штатный преподаватель) «Разбор полетов». Корректировка и доработка календарных планов реализации проектов до конца сезона. Подсчет финансовых показателей.

Практическая работа. Доработка планов мероприятий команд до конца сезона. Проведение «разбора полетов» по реализованным мероприятиям проектов (посадка культур в помещении, встречи с предпринимателями из Новочебоксарска и Владивостока, усвоение знаний и навыков). Доработка планов (бизнес-планы) с учетом выводов реализованных мероприятий и полученных знаний.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
для 7-9 классов общеобразовательных школ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
«Чудо-теплица: социальная адаптация, самореализация, профессиональные навыки для детей с ОВЗ»
Календарно-тематическое планирование
БОУ «Новочебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии

Календарно-тематическое планирование
БОУ «Чебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья №2» Минобразования Чувашии

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Литература для учителя

1. Вячеслав Владимирович Летуновский «Менеджмент по-Суворовски», Изд: Яуза-Пресс, 2016

2. Владимир Викторович Довгань «Академия победителей»;

3. Владимир Викторович Довгань «Путь победителя», электронная библиотека, 2014 г.;

4. Александр Васильевич Суворов «Наука побеждать», 1795 г.;

5. https://tiei.ru/wp-content/uploads/Igryi-na-komandoobrazovanie.pdf;

6. https://pedsovet.su/ns/
6353_igry_na_splochenie_
kollektiva_v_nachalnoy_shkole
;

7. https://dirclub.ru/istorij-uspeha-yunyh-predprinimatelej/

8. https://snob.ru/entry/168769/

9. Воронкова В.В. Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сборник 2. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2012.

10. Григорьев, Д.В. «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» /Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.

11. Пряжкина И.В. Парники и теплицы. Серия Энциклопедия дачной жизни», том 14 / Санкт-Петербург.: ООО «Издательский дом «Вкусный мир», 2013.

12. Плешаков, А. А. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. /А.А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2007 г.

13. Плешаков, А. А. Зеленый дом. Система учебных курсов с экологической направленностью. /А.А.Плешаков. – М.: Просвещение, 1998.

14. Фадеева, Г. А. Экологические сказки. Пособие для учителей 1-6 классов. /Г.А.Фадеева. - Волгоград: Учитель, 2005.



Литература для обучающихся

1. Ковалева Е.А. Технология. Сельскохозяйственный труд. 5 класс: учеб. Для общеобразоват. Программы / У.А. Ковалева. 8-е изд. – М.: Просвещение, 2019.

2. Ковалева Е.А. Технология. Сельскохозяйственный труд. 6 класс: учеб. Для общеобразоват. Программы / У.А. Ковалева. 8-е изд. – М.: Просвещение, 2019.

3. Ковалева Е.А. Технология. Сельскохозяйственный труд. 7 класс: учеб. Для общеобразоват. Программы / У.А. Ковалева. 8-е изд. – М.: Просвещение, 2019.

4. Ковалева Е.А. Технология. Сельскохозяйственный труд. 8 класс: учеб. Для общеобразоват. Программы / У.А. Ковалева. 8-е изд. – М.: Просвещение, 2019.

5. Ковалева Е.А. Технология. Сельскохозяйственный труд. 9 класс: учеб. для общеобразоват. Программы / У.А. Ковалева. 8-е изд. – М.: Просвещение, 2019.

6. Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2015.

7. Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5-6 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2015.

8. Агишева Т.А., Сарафанова Н.А., Леванова М.Д. Современный дизайн участка. Шаг за шагом: Агишева Т.А., Сарафанова Н.А., Леванова М.Д.// Современный дизайн участка. Шаг за шагом.- М: Лада.- 2008

9. Тулинцев В.Г., Белый А.И. Цветоводство для всех.: Тулинцев В.Г., Белый А.И.// Цветоводство для всех.- Санкт-Петербург.-Стройиздат.-2003.

10. Ляхов П.Р. Всё о растениях : Детская энциклопедия / П.Р. Ляхов. Я познаю мир. М: АСТ, 2005.

11. http://files.school-collection.edu.ru

12. http://fcior.edu.ru

13. Вячеслав Владимирович Летуновский «Менеджмент по-Суворовски», Изд: Яуза-Пресс, 2016

14. Владимир Викторович Довгань «Академия победителей»;

15. Владимир Викторович Довгань «Путь победителя», электронная библиотека, 2014 г.;

16. Александр Васильевич Суворов «Наука побеждать», 1795 г.;

17. Анатолий Александрович Ермолин «Навигатор третьего тысячелетия или как стать разведчиком», М-2004 г.;

18. Бодо Шеффер «Законы победителей», Frankfurter Allgemeine Zeitung, перевод «Поппури», 2006 г

19. Бодо Шеффер «Мани или азбука денег», Frankfurter Allgemeine Zeitung, перевод «Поппури», 2006 г

20. Михаил Илларионович Кутузов (редактор Терешина М.) «Кутузов:тактика победы», изд: Эксмо, 2011

21. Аркадий Наумович Петров «Школа волшебных знаний», М-2011 г.

22. Александр Альфредович Бэк «Волоколамское шоссе», Изд.: Амфора, 2015

23. Николай Алексеевич Островский (Розман Н.), «Как закалялась сталь», изд.: Эксмо, 2011 г.



Материально-техническое обеспечение

Компьютер, проектор, интерактивная доска, оборудование для проведения практических работ, технический инвентарь теплицы, посадочный материал, грунт, удобрения, рабочая одежда.



Приложения к рабочей программе:

Приложение 1. Инструкция по охране труда при работе на учебно-опытном участке

Приложение 2. Инструкция по технике безопасности для учащихся во время работы на учебно-опытном участке


Приложение 1



Инструкция

по охране труда при работе на учебно-опытном участке



Общие требования безопасности

К работе на учебно-опытном участке допускаются лица, прошедшие инструктаж по охране труда.

В процессе работы обучающиеся должны соблюдать порядок выполнения работ, правильно применять рабочий инвентарь, соблюдать правила личной гигиены.

В процессе работы обучающихся на учебно-опытном участке обязательно наличие аптечки с необходимым набором медикаментов и перевязочных средств.

При получении обучающимся травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения и родителям пострадавшего, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение.



Опасные производственные факторы

Переноска тяжестей сверх допустимой нормы.

Травмы при небрежном обращении с сельскохозяйственным инвентарем.

Травмирование рук при очистке почвы от посторонних предметов и при прополке делянок.

Заражение желудочно-кишечными болезнями при употреблении немытых овощей.

Нарушения трудовой дисциплины.



Требования безопасности перед началом работы

Надеть одежду и обувь, соответствующую конкретным погодным условиям, не затрудняющую движений. В жаркие солнечные дни надеть светлый головной убор.

При работе по прополке делянок надеть перчатки.

Проверить исправность сельскохозяйственного инвентаря.

Убедиться в наличии и укомплектованности медицинской аптечки.



Требования безопасности во время работы

Соблюдать осторожность при работе с использованием сельскохозяйственного инвентаря, переносить его только в вертикальном положении заостренной частью вниз, не передавать его друг другу броском, не класть на землю заостренной частью вверх, не направлять заостренной частью на себя и на своих товарищей.

При копании и рыхлении земли, а также при внесении удобрения в землю пользоваться рукавицами или перчатками.

Собирая травы, обращать внимание на отсутствие предметов, которые могут вызвать ранения.

Для обрезки пользоваться специальными ножницами.

Грядки для посадки рассады готовить с помощью инструмента. Готовить грядки голыми руками без инструментов и приспособления не допускается.

Не использовать сельскохозяйственный инвентарь, предназначенный для работы взрослых. Ручки инвентаря должны быть округлыми, гладкими, без заусенцев и трещин, прочно прикрепленными, немного короче и на 2-3 см в диаметре меньше, чем для взрослых.

При переноске земли, воды, удобрений и пр. не превышать предельно допустимую норму переноски тяжестей для обучающихся.

Для предотвращения быстрого переутомления необходимо чередовать виды работы, а также через каждые 30 минут работы делать перерыв на 10 минут для активного отдыха.

Очистку почвы от посторонних предметов (камней, осколков стекла, кусков металла и пр.) производить только с помощью лопат, граблей и другого инвентаря.

При прополке делянок во избежание порезов рук работать в перчатках.

Во избежание заражения желудочно-кишечными болезнями не употреблять немытые корнеплоды, овощи.

Запрещается какая-либо работа учащихся с ядохимикатами, инсектицидами и гербицидами.

Запрещается посадка колючих кустарников и ядовитых растений.



Требования безопасности в аварийных ситуациях

При выходе из строя сельскохозяйственного инвентаря или его затупления прекратить работу и сообщить об этом учителю (преподавателю).

При получении обучающимся травмы сообщить об этом учителю (преподавателю), оказать первую помощь пострадавшему, сообщить администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.



Требования безопасности по окончании работы

Очистить и сдать на хранение сельскохозяйственный инвентарь.

По окончании работы на учебно-опытном участке тщательно вымыть руки с мылом.




Приложение 2



Инструкция

по технике безопасности для учащихся во время работы

на учебно-опытном участке



Общие требования безопасности

1. Соблюдение данной инструкции обязательно для всех обучающихся, работающих на учебно-опытном участке.

2. Опасность возникновения травм:

- при внесении подкормок растениям;

- при работе с инвентарем (лопатой, граблями, разрыхлителем и т.п.);

- при нарушении инструкции по ТБ.

3. У руководителя-учителя должна быть аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи пострадавшим.

4. Через каждые 30 минут работы должен быть 10-минутный перерыв.

5. Не пользоваться инсектицидами для борьбы с насекомыми-вредителями.

6. В жаркие солнечные дни надеть светлый головной убор.



Требования безопасности перед началом работы

1. Надеть рабочую одежду, защитные перчатки.

2. Внимательно выслушать инструктаж по ТБ при работе.

3. Получить учебное задание у руководителя и инвентарь.



Требования безопасности во время работы:

1. Выполнять все действия только по указанию учителя.

2. Соблюдать личную гигиену.

3. Соблюдать осторожность при работе с использованием сельскохозяйственного инвентаря, переносить его только в вертикальном положении заостренной частью вниз, не передавать его друг другу броском, не класть на землю заостренной частью вверх, не направлять заостренной частью на себя и на своих товарищей.

4. Соблюдать порядок и дисциплину.

5. Без разрешения учителя никуда не отлучаться.

6. Вскапывая почву лопатой, работай попеременно то правой, то левой ногой (по 5 минут). Это предупредит искривление позвоночника.



Требования безопасности в аварийных ситуациях

1. При плохом самочувствии сообщить об этом учителю.

2. При получении травмы немедленно сообщить о случившемся учителю.

3. В случае резкого ухудшения погоды, укройтесь в помещении.



Требования безопасности по окончании занятий

1. Очисти инвентарь и сдай его.

2. Сними рабочую одежду.

3. Тщательно вымой руки с мылом.

социальная адаптация, самореализация, профессиональные навыки для детей
Чудо-теплица
Версия для слабовидящих
Напишите нам:
chudoteplica@mail.ru
Разработка сайта: White rocket