Иванова Наталья Васильевна,
учитель истории и обществознания
МАОУ «СОШ № 59» г. Чебоксары
С 1 сентября 2020-го года вступили в силу поправки в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации по вопросам воспитания обучающихся». Особая роль при этом отводится патриотическому и духовно-нравственному воспитанию учащихся, что мы видим в данной цитате из поправок.

В данных условиях нам, педагогам, необходимо отвечать на сложные вызовы времени, выбирая современные и наиболее эффективные технологии личностного и творческого развития детей с ОВЗ.

Поправки в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации по вопросам воспитания обучающихся» предлагают нам 11 модулей воспитательной работы. Все эти модуля мы как учителя истории активно применяем в своей педагогической практике. Однако сегодня я хотела бы поподробнее остановиться на применении медиаобразовательных технологий в работе с обучающимися с ограниченными возможностями, а также о том, как они развивают метапредметные навыки у детей с особенными потребностями.

Первый аспект актуальности применения медиаобразовательных технологий для детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в том, что мы живем в эпоху бесконечного медиамира, нас окружает постоянно обновляющийся медиаконтент в непрерывном информационном поле. С одной стороны, медиатехнологии расширяют коммуникационные, пространственные и временные границы, открывают новые возможности для творческой самореализации школьников. С другой стороны, в данных условиях остро стоит задача развития информационной культуры личности, то есть подготовки школьников к продуктивному осуществлению познавательной деятельности, успешной самореализации в условиях информационного общества. При этом особое значение имеет развитие критического мышления и медиаграмотности.

Второй аспект заключается в том, что мы живем в эпоху быстро меняющегося мира неопределенности, поэтому у каждого школьника, а особенно у детей с особенными потребностями, важно развивать метапредметные навыки, которые помогут им конструктивно реагировать на постоянно меняющиеся условия быстро меняющего мира.

Таким образом, перед учителем истории стоят задачи и воспитания духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России, и развитие мыслящих и вовлеченных участников информационного взаимодействия, что играет ключевую роль с точки зрения функционирования демократического общества.

Расскажу, как я решаю данные задачи с применением медиаобразовательных технологий.

С 2016-го года я реализовываю проекты, где ученики являются не просто пользователями, а создателями, авторами своего собственного медиаконтента, в частности, документальных фильмов, а также школьных печатных газет.

В 2016-м году проект нашей школы «Инклюзивная киностудия «Новый взгляд» получил грантовую поддержку в грантовом конкурсе малых грантов «Православная инициатива» в номинации «Образование и воспитание». Благодаря полученному гранту мы приобрели кинокамеру, микрофон и диктофон и начали создавать свои первые документальные фильмы о православных храмах г. Чебоксары, авторами которых стали мои ученики, в том числе дети с особенными потребностями.

В 2017-м году проект нашей школы «Школьная медиастудия «Новый взгляд» стал победителем всероссийского грантового конкурса «Рыбаков Фонд». Благодаря полученному гранту в школе была открыта целая медиастудия (с зоной для создания теле- и радиопередач). Ребята создают теле – и радиопередачи о жизни школы и города, активное участие в работе школьной медиастудии «Новый взгляд» принимают и дети с ограниченными возможностями здоровья.

В 2020-м году наш новый проект «Инклюзивная типография «Доброе слово» стал победителем международного грантового конкурса «Православная инициатива 2019-2020» в номинации «Образование и воспитание». Ученики школы, в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья, создают выпуски школьных печатных газет о ключевых духовно-нравственных и православных ценностях, об историко-культурном наследии родного края.

Также в 2020-м году наша школа стала конкурса социальных и культурных проектов ПАО «ЛУКОЙЛ» с проектом «Виртуальный музей «Героические страницы Сурского рубежа», в рамках которого обучающиеся 59-й школы, в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья, создают документальный фильм об истории строительства Сурского оборонительного рубежа.

Таким образом, на данный момент в школе создан целый настоящий школьный медиахолдинг, в работе которого активное участие принимают и дети с ограниченными возможностями здоровья. Здесь они могут попробовать себя в разных ролях: в роли журналиста, теле- и радиоведущего, специалиста по монтажу, сценариста, фотографа, оператора.

Как же я пришла к идее применения медиаобразовательных технологий? Ведь еще 5 лет назад мне казалось это практически невозможным. Когда мы планировали первый проект «Инклюзивная киностудия «Новый взгляд», то не имели никаких навыков работы с видеокамерой, с программами по видеомонтажу, да и сам процесс создания документальных фильмов казался невозможным. Казалось, что это слишком сложно, а уж участие детей с ограниченными возможностями здоровья казалось почти нереальным. Но мы решили рискнуть, а потом, как видите, продолжили этот процесс. Мы не побоялись сами делать то, что было для нас совершенно новым и неизведанным. Детям мы также открыто говорили, что учимся вместе с ними. С первых дней реализации проекта мы увидели, с каким огромным интересом дети с ограниченными возможностями включились в этот процесс, как быстро они стали взаимодействовать с нормотипичными детьми, стали развиваться их навыки социализации, коммуникации, личностный их личностный и творческий потенциал.

Так как же пришла в голову эта идея? Поскольку я учитель истории, то всегда любила смотреть исторические документальные фильмы. Я всегда с наибольшим интересом смотрела именно документальные фильмы, а особенно работы журналиста Леонида Парфенова. Можно сказать, что именно творчество Леонида Парфенова вдохновило меня на идею создания документальных фильмов силами учеников. А поскольку среди моих подопечных есть и дети с ограниченными возможностями здоровья, я решила их включить их в данную работу наряду с нормотипичными детьми.

Затем я решила расширить сферу применения медиаобразовательных технологий, и дети стали помимо документальных фильмов создавать теле- и радиопередачи, а также школьную печатную газету. Как вы видите, все результаты медиатворчества детей, в том числе детей с ОВЗ, не только связаны с их подготовкой к будущей взрослой жизни, но и носят глубокий просветительский характер, развивают кругозор, критическое и креативное мышление школьников.

Получается, то, что ранее находилось в сфере моих увлечений (документальное просветительское кино, журналистика – по роду специальности я постоянно работаю со СМИ, так как являюсь учителем обществознания кинематограф) стало, честно говоря, совершенно неожиданно для меня, частью моей профессии, неотъемлемой частью работы с детьми с ограниченными возможностями, так как именно от них идет наибольший запрос на участие в школьном медиатворчестве наряду с другими детьми. Причина этого закономерна: медиатворчество расширяет для них границы окружающего мира, позволяет создать новые условия для развития, социализации, коммуникации.

Уважаемые коллеги, давайте обсудим, какие метапредметные навыки, с вашей точки зрения, развиваются у наших учеников с ограниченными возможностями здоровья благодаря применению медиаобразовательных технологий?

1. Развитие навыков социализации и конструктивной коммуникации – благодаря применению медиаобразовательных технологий существенно расширяются возможности для коммуникации у таких детей. В процессе работы над документальными фильмами, теле – и радиопередачами, газетами мы общаемся с большим количеством героев наших передач и фильмов (причем мы общаемся с ними как оф-лайн, так и он-лайн), получается, что в любом случае ребенок с ОВЗ оказывается в ситуации, когда ему просто некуда деваться – он коммуницирует и с другими детьми, и с героями (при этом неважно, берет ли он интервью, снимает на камеру или фотографирует).

2. Развитие уверенности в себе и в своем будущем: применяя медиаобразовательные технологии, мы создает для детей такие условия, где он может почувствовать себя в новой роли, при это он чувствует поддержку и нас, педагогов, и других детей, так как находится в среде непрерывного общения с ними. Ребенок с ОВЗ чувствует, что он растет, видит для себя и своего будущего новые горизонты, видит новые горизонты своего личностного развития.

3. Развитие креативного мышления: участие в процессе медиатворчества позволяет ребенку с ОВЗ увидеть больше и глубже (что необходимо для каждого, кто так или иначе связан с медиасредой), подходит к своей работе творчески и креативно, не бояться браться за что-то новое и неизведанное. Кроме того, у детей с ОВЗ развиваются навыки поиска нестандартных связей между явлениями окружающего мира.

4. Развитие навыков адаптации к условиям быстро меняющегося мира: в медиатворчестве ты никогда не знаешь точно, что именно произойдет во время работы над тем или иным репортажем, что произойдет в следующую минуту, что скажет человек, у которого ты берешь интервью, как будет разворачиваться ситуация. Но наша задача как педагогов – подготовить детей, а особенно детей с ОВЗ, к будущей жизни, наполненной разнообразными вызовами и сложностями, к жизни в эпоху неопределенности.

5. Развитие навыков самопрезентации: каждый ребенок с ОВЗ может почувствовать себя в роли журналиста, теле- или радиоведущего, в связи с чем ему просто необходимо развивать навыки ораторского мастерства, эмоционально окрашенной речи, внутренней уверенности. При этом ребенок чувствует поддержку на каждом этапе своей работы.

6. Развитие навыков самонаправленного вовлеченного обучения: на своем опыте я убедилась в том, насколько важную роль играют медиаобразовательные технологии в процессе повышения вовлеченности детей с ОВЗ в процесс образования, вовлеченности в изучении отдельных сфер и явлений. В медиатворчестве каждый ребенок с ОВЗ находится в активной роли, что снижает риски губительного равнодушия к обучению и способствует повышению мотивации детей с ОВЗ к получению новых знаний и навыков.

ВАЖНО ОТМЕТИТЬ, что развивая медиатворчество детей с ОВЗ технологии открытого образования и психолого-педагогические техники, в основе которых лежит принцип индивидуализации, поэтому этот технологический инструментарий так привлекателен для тьюторов и они, активно его используют в своей деятельности. Например, мы использует такие методы, как:

1) Образовательное путешествие

2) Арт-терапевтические технологии (фототерапия, кинотерапия, терапия произведениями высокого искусства).

3) Творческие мастерские

4) Рефлексивный круг

Тьюторство — это явление, которое возникает только там, где есть индивидуализация образования. А работа с детьми с ОВЗ априори лежит на принципе индивидуализации образования в силу индивидуальных особенностей детей и более яркого проявления ими своей «самости». Для осуществления принципа индивидуализации в работе с детьми с ОВЗ педагогу необходимо опираться не только на способности, но и на потребности, интересы, приоритеты самого обучающегося. В этом случае обучающийся выступает в роли субъекта образовательного процесса, он сам определяет цели деятельности, находит ресурсы для реализации этих целей, используя как ресурсы социума, так и потенциал собственной личности, сам планирует и осуществляет деятельность, подводит ее итоги. Полученный в деятельности опыт становится для него личностно значимым.

Уважаемые коллеги, а теперь я предлагаю обсудить, каким образом можно использовать сферу ваших увлечений в медиамире в вашей работе с учениками, в том числе с учениками с ограниченными возможностями здоровья. Поверьте, это не так сложно, как кажется, наоборот, когда вы включаете в свою работу элементы того, что сами любите и чем увлекаетесь, это на бессознательном уровне передается детям, благодаря чему они также более вовлечены в процесс того, чему и каким навыкам вы хотите их обучить. Давайте перейдем на новую доску Падлетт и зафиксируем сферу ваших увлечений. Здесь есть следующие колонки: мои любимые телепередачи, любимые радиопередачи, любимые фильмы, любимые газеты (журналы). – Участники называют, я фиксирую.

Спасибо большое, дорогие друзья, что в перечисленных передачах вам больше всего нравится: подача материала, яркость и красочность, легкость восприятия, глубина содержания, что именно? – Участники называют, я фиксирую.

Друзья, мы обсудили данные вопросы для того, чтобы понять, каким бы вы, как руководитель и куратор своих будущих медиапроектов, хотели бы видеть результаты медиатворчества своих подопечных, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья. Именно от того, какими видите их вы, зависит то, какими будут медиапроекты ваших учеников. Исходя из сферы ваших увлечений, они должны быть полезными, запоминающимися, содержательными.

Огромный плюс применения медиаобразовательных технологий заключается в том, что их можно использовать и без дорогой аппаратуры на 2 миллиона рублей, можно использовать подручные и абсолютно каждому из нас, педагогов, и учеников средства – смартфон, компьютер, программы видеосвязи Скайп и Зум. Давайте рассмотрим, как можно это сделать в работе каждого учителя-предметника, классного руководителя, тьютора, дефектолога или психолога.

1) Телепередачи, видеогиды, ток-шоу можно записывать не выходя из класса и не обладая дорогой техникой: просто используя программу Скайп и Зум. Используйте кнопку «Запись», подготовьте заранее сценарий, сюжет телепередачи, видеоинтервью или ток-шоу. Сюжет или сценарий зависит от того, о чем они будут: вы можете вовлечь детей с ОВЗ и других учеников по определенной теме предмета (например, почему бы не записать телепередачу о парадигме или логорифмах, если вы учитель математики). Если вы классный руководитель, то можно записать телепередачу или сделать импровизированный фильм о жизни класса или «Один день нашего класса». Для этого обсудите с ребятами (можно это сделать импровизированно) – какое событие в жизни класса именно сегодня для вас самое важное? Что за сегодня вас объединило? Если вы дефектолог, то можно подумать, как включить элеменрты коррекционного развития в процесс создания телепередачи (я знаю, что активно используют медиатехнологии в своей работе учителя – логопеды, развивая речь детей с ОВЗ и дикцию). Итак, для начала необязательно даже владеть навыками видеомонтажа – можно записать телепередачу с помощью программы Скайп или Зум. Важно, чтобы дети почувствовали себя ведущими, журналистами, вне зависимости от того, какие технологии вы используете. Главное, что это поможет каждому ребенку раскрыть себя, раскрыть новые грани своей личности. Если вы психолог, можно снять ток-шоу, пригласить в качестве гостей других педагогов или родителей. Тематика здесь может быть самой разной.

2) Создаем радиопередачи или подкасты (модное нынче слово) - это отдельный аудио- или видеофайл, либо серия таких файлов, публикуемых в интернете на определённом сайте с возможностью подписки. Сейчас есть огромное количество подкастов в сети – от кулинарии до философии. Для создания аудиконтента также не нужна дорогая техника, можно использовать либо диктофон на смартфоне, либо тот же скайп (выключить при записи камеру, поставить заставку – вот и все, что нужно). Создание аудиоконтента особенно актуально для тех детей с ОВЗ, которые стесняются быть на виду, стесняются или очень боятся быть в кадре. Когда их слышно, но не видно, такие детки чувствуют себя более комфортно. Что важно для педагога: важно продумать драматургию своего подкаста, разумеется, его содержание, продумать, что это будет – монолог или диалог, последовательность вопросов. Подкасты – это суперсовременный и очень востребованный тренд в медиатворчестве, в сети Интернет, поэтому такой жанр точно найдет отклик у детей, в том числе детей с ОВЗ.

3) Создание совместно с детьми с ОВЗ арт-инсталляций с применением технологий фототерапии. Как это можно сделать: вы собираете детей с ОВЗ, даете им либо фотоаппараты, либо, если фотоаппаратов нет, вооружаетесь простыми смартфонами. И просите из запечатлеть (сфотографировать) определенные объекты, которые есть в школе или в классе. Например, мы разделяли детей с ОВЗ на 3 группы и просили их сфотографировать разные объекты (цветок, проходящих мимо учеников и т.д.). Важно, чтобы сам процесс и результат приносил ребенку с ОВЗ эстетическое удовольствие. После того, как дети сделали свои фотографии, они переносятся на общий экран, таким образом, мы собираем созданные ребятами фотографии на одном экране, и, таким образом, коллективно создаем нашу арт-инсталляции. При этом, конечно, мы подбадриваем ребят, говорим, какие они молодцы, какую красоту они создали. Такие арт-инсталляции можно делать либо по учебным предметам: тогда вам нужно будет сделать самим или с помощью нормотипичных школьников определенные заготовки (например, макеты какого-то физического явления, исторического события, портрет исторической личности или литературной личности). Если вы классный руководитель, то создать арт-инсталляцию о жизни класса. Если вы логопед, то работа над созданием арт-инсталляции поможет при развитии речи и дикции ребенка с ОВЗ, когда он рассказывает об этих объектах.

4) По аналогии с арт-инсталляцией можно использовать методы создания видеоинсталляции – тогда необходимо собирать видеофрагменты, которые создавали ребята. В данном случае нужно продумать сюжет, сценарий, драматургию (вне зависимости от того, какая это видеоинсталляция – документальная или постановочная – художественная).

5) Можно активно применять методы кинотерапии, то есть совместный просмотр и обсуждение фильмов. При этом важно, чтобы фильмы носили не только просветительский, но и терапевтический характер, помогали детям в разрешении личностных проблем.

6) Создание школьной печатной газеты. Расскажу о своем примере: проект «Инклюзивная типография «Доброе слово» направлен на приобщение обучающихся школы, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к ключевым православным ценностям, к основам православной культуры и истории православной церкви родного края через создание инклюзивной типографии "Доброе слово", освещающей деятельность православных храмов и монастырей в Чувашской Республике. Ученики школы, в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья, принимают участие в сборе материала, процессе создания, выпуска и распространения печатных материалов инклюзивной типографии "Доброе слово" об истории и деятельности православной церкви и духовенства Чувашии. Наша цель - не просто публиковать обезличенную или непонятную для читателей информацию, а рассказывать о ключевых духовно-нравственных и православных ценностях с душой и сердцем, доносить до сердца читателя смысл каждой нашей публикации.

По своему опыту я поняла, что издание школьной печатной газеты о духовно-нравственных ценностях способствует более эффективному развития как воспитания обучающихся, так и расширения их знаний по истории и обществознанию. У каждого из педагогов есть опыт в издании школьных газет на историческую и культурологическую тематику: это и стенгазеты (стенгазеты, которые обучающиеся выпускают, например, в рамках предметных недель по истории и обществознанию), это могут быть он-лайн журналы в формате лендинга (лендинг – одностраничный сайт, который сейчас можно легко и бесплатно сделать).

Но проблема издания школьных газет на историческую тематику заключается, как правило, в том, что такая работа зачастую носит нерегулярный характер.

Важно, что издание школьной печатной газеты должно быть регулярным и систематическим, для того, чтобы регулярно восполнять знания обучающихся. Работа над выпусками школьной печатной газеты способствует формированию у школьников творческого мышления, способности критически осмысливать прошлое и настоящее, делать собственные выводы на основе изучения различных источников; у ребят закрепляются навыки социального взаимодействия, социальных коммуникаций, в сознании школьников развиваются ценности общения, воспитания и других направлений, необходимых для всестороннего развития личности.

Выпуск школьной газеты инклюзивной типографии «Доброе слово» осуществляется ежемесячно, и каждый месяц каждый новый месяц посвящен определенной теме, определенному событию, которые школьники раскрывают в контексте ключевых духовно-нравственных, православных, культурологических ценностей.

В сложившихся эпидемиологических условиях работу школьной печатной редакии «Доброе слово» пришлось в срочном порядке перевести в дистанционный формат. С помощью современных приложений ученики школы (в том числе дети с особенными потребностями здоровья) выбирали сюжеты для выпусков школьной газеты, обсуждали статьи для выпусков, отбирали необходимые исторические и литературные источники, создавали иллюстрации к газетам.

Ребята в дистанционном формате записывали интервью со священниками православных храмов и монастырей. В процессе работы над школьной газетой «Доброе слово» мы прорабатываем такие темы, как духовный подвиг нашего народа во время Великой Отечественной войны, духовное наследие великого чувашского просветителя Ивана Яковлевича Яковлева, патриотизм, долг, милосердие, конечно же, доброта.

Поскольку в самый разгар начавшейся работы над 1-м выпуском школьной газеты началась пандемия, для создания 1-го выпуска мы использовали дистанционные технологии: программы для одновременной связи с участниками Zoom и Skype; кроме того, мы использовали интерактивные доски Padlett и Miro, облачные хранилища для удобной коллективной работы. Мы применяли дистанционные ресурсы в сети интернет (совместная работа с презентациями в сервисе Google, интерактивная доска Padlett).

Мы проводили дистанционные интервью для связи с представителями духовенства. Несмотря на то, что пандемия повлияла на планируемый характер работы инклюзивной типографии "Доброе слово", школьники, в том числе дети с ОВЗ освоили новые дистанционные технологии, научились взаимодействовать друг с другом и с представителями духовенства даже в условиях режима самоизоляции, прокачали свои навыки в сфере медиатворчества.

6-й выпуск инклюзивной типографии "Доброе слово" МАОУ "СОШ № 59" г. Чебоксары посвящен духовному развитию и духовному образованию. При подготовке выпуска ребята обсудили темы, которые могут в доступной и мотивирующей для юных читателей - учеников нашей школы (а также их родителей) рассказать о том, насколько важно учиться и получать знания. Убеждены в том, то очень важно задуматься над этими вопросами в преддверии нового учебного года, после непростых месяцев дистанционного обучения. Многим ли из школьников удалось сохранить высокую мотивацию к тому, чтобы получать новые знания? В чем заключается смысл получения новых знаний, саморазвития? Видели ли вы удивительные картины великого художника Нестерова, на котором изображен преподобный Сергий Радонежский? А знаете ли вы о том, какие из его жизни раскрыты в данных произведениях?

На страницах выпуска ребята рассказали о примере из жития преподобного Сергия Радонежского, который в детские годы с большим трудом обучался грамоте, но благодаря вере, смирению и усердию стал сначала лучшим учеником среди своих сверстников, а затем основателем Троице-Сергиевой Лавры, совершил множество духовных подвигов. Участники выбрали иллюстрации, демонстрирующие пример и жизненный опыт Сергия Радонежского (картины художника Нестерова). Участники постарались рассказать о вдохновляющем и мотивирующем школьников примере преподобного Сергия Радонежского в доступной для каждого школьника форме. Среди самих участников инклюзивной типографии "Доброе слово" мало кто был знаком с события из жития Сергия Радонежского, ребята отметили, что его пример их вдохновил. На страницах выпуска рассказали на конкретных примерах, чему можно поучиться у преподобного Сергия Радонежского. В данном выпуске ребята рассказали о наставнике инклюзивной типографии "Доброе слово" - Отце Максиме Курленко, рассказали о тех советах, касающихся духовного развития и духовного образования, которые дал во время интервью Отец Максим. Участники постарались оформить данные советы красочно и ярко, чтобы донести их до каждого читателя. И по традиции на страницах 6-го выпуска инклюзивной типографии "Доброе слово" можно найти QR-коды со ссылками на полезные и интереснейшие материалы и интервью.

7-й выпуск школьной печатной газеты «Доброе слово» посвящён творчеству наших учащихся. В данном выпуске отдельную полосу мы выделили тому, как к различным видам творческой деятельности относятся представители православного духовенства, как они трактуют творчество в целом. Кроме того, на страницах данного выпуска мы поговорили о том, почему важно заниматься творчеством, какую созидательную силу оно несёт, как с помощью творчества можно созидать доброту, радость и вдохновение. В данном выпуске мы рассказали о митрополите Иларионе, который является не только архиеереем Русской православной церкви, но и талантливым композитором. С детства он увлекался классической музыкой и классической литературой; музыкальные произведения, созданные митрополитом Иларионом, звучат на сценах разных стран мира, а по окончанию всех его концертов аудитория аплодирует стоя. На страницах выпуска мы разместили QR-коды на музыкальные произведения, созданные как митрополитом Иларионом, так и другими представителями православного духовенства. При этом мы акцентрировали внимание читателей на том, что необходимо не просто заниматься различными видами творчества, но и проявлять трудолюбие и целеустремлённость, формировать у себя любовь к высокому искусству, а в целом направлять свои таланты на пользу людям.

В настоящее время мы работаем над 8-м выпуском газеты «Доброе слово», который посвящен духовным святыням г. Алатырь. Работу над данным выпуском мы осуществляем по благословению епископа Алатырского и Порецкого Феодора. При подготовке данного выпуска мы проводим дистанционные интервью с монахами Свято-Троицкого мужского монастыря г. Алатырь, а также монахинями Киево-Николаевского Новодевичьего монастыря г. Алатырь, по благословению владыки Феодора собираем иллюстративный материал о двух алатырских монастырях, анализируем источники, в том числе те источники, которые присылают нам представители православного духовенства из данных монастырей.

Работа по выпуску школьной печатной газеты помогает школьникам лучше ориентироваться в определенном историческом пространстве, развивает навыки интеллектуальной и творческой деятельности, способствует личностному развитию в целом. При этом у ребят развиваются навыки самостоятельной работы по поиску исторического материала, расширяются знания, выходящие за пределы школьной программы. Таким образом, в рамках выпуска у обучающихся происходит не только повышение качества духовно-нравственного воспитания, но и расширяются выходящие за рамки школьной программы знания по социально-гуманитарным дисциплинам.

В процессе работы над выпусками школьной печатной газеты происходит применение методов перевернутого обучения, так как большую часть исторического, культурологического материала дети изучают самостоятельно, при этом они получают колоссальную информацию в ходе экскурсий, интервью с представителями православного духовенства.

Давайте разберём, каким образом можно развивать работу по выпуску школьной печатной газеты, каким может быть её формат (вне зависимости от наличия ресурсов), как сделать работу по выпуску школьной печатной газеты систематической и регулярной.

1) Формат школьной газеты может быть не только печатным, но и, при отсутствии определённых ресурсов, электронным.

Например, можно выкладывать pdf-ФАЙЛЫ с созданными школьниками выпусками на баннере на сайте школы, в социальных сетях школы, создать сайт газеты в виде лендинга (это можно сделать абсолютно бесплатно с помощью ресурсов Гугл-сайты или Тильда), можно создать аккаунт вашей газеты в инстаграме, на Фейсбуке или Вконтакте. Социальные сети – это не только неотъемлемая часть нашей жизни (как повседневной, так и профессиональной), но ещё и замечательные платформы для распространения медиатворчества обучающихся.

2) В то же время, очень желателен именно печатный формат. Дело в том, что когда мы выпускаем газеты или журналы только в электронном виде, то нет гарантий, что большое количество учащихся вашей школы прочитают эти газеты. Когда мы выпускаем печатные газеты, яркие, красочные, оформленные таким образом, чтобы привлечь внимание молодежи, то мы не только можем увидеть, как школьники читают эти газеты, но и обсудить созданный учениками материал с читателями. Для распространения созданный учащимися газет и рефлексии юных авторов о своих материалах в рамках проекта «Инклюзивная типография «Доброе слово» у нас проводятся регулярные просветительские клубы «Доброе слово», в рамках которых авторы газет рассказывают своим сверстникам о том, как проходит работа над выпуском, рассказывают о статьях каждого выпуска и ключевых духовно-нравственных ценностях, о которых данный выпуск рассказывает. У самих авторов такие заседания просветительского клуба «Доброе слово» развивают навыки творческой самореализации, а у юных читателей повышается мотивация к тому, чтобы заниматься исторической школьной журналистикой.

3) Если нет возможности издавать газету в печатном или электронном виде, можно обратиться к старой доброй классике – стенгазетам. Не стоит сбрасывать стенгазеты со счетов, так как они представляют большой потенциал и для непосредственного изучения наглядности обучающимися, и для мобильности (можно делать выставки стенгазет, приуроченные различным темам, событиям на разных этажах, в рекреациях и т.д.). Если мы понаблюдаем за детьми, то увидим, что школьники в непосредственной атмосфере, обсуждают материалы стенгазет со сверстниками. Главное, чтобы работа над выпусками стенгазет была регулярной и систематической, а не просто представляла собой одну выставку на предметной неделе.

4) Важно составить контент-план с темами, рубриками вашей газеты. Именно так мы и сделали: составили контент-план с темами нашей школьной газеты «Доброе слово» на весь календарный год. При этом, как вы ранее увидели, каждый выпуск посвящен определенному историческому событию, определенной исторической личности. Простор для медиатворчества здесь безграничный. При этом по своему опыту мы увидели, что по мере работы над одними выпусками появляются новые идеи для тем новых выпусков.

5) Какие программы можно использовать для выпуска школьной печатной газеты: это может быть как программа WORD, Microsoft Publisher, Canva. Если же программы Microsoft Publisher, Canva представляются сложными, то всегда есть альтернативные варианты. Можно оформить газету, предварительно создав с ребятами файл в виде презентации в программе PowerPoint и переформатрировать презентацию в pdf-формат, получившийся файл и будет вашей газеты. Постепенно навыки вёрстки газеты у ваших школьников будут развиваться еще больше, газеты будут становиться еще ярче и красочнее.

6) Для вёрстки газеты, если вы работаете над ней в очном формате в одном кабинете (одной аудитории), можно использовать ватманные листы и стикеры, на которых ребята будут писать названия будущих статей, можно писать на обычной доске. В ходе такой работы у ребят развиваются навыки креативности, коллективной творческой работы, социализации и социальной коммуникации.

7) Если вы работаете над вёрсткой газеты в режиме он-лайн, то можно использовать современные дистанционные технологии: это могут быть интерактивные он-лайн доски Padlett, Miro, которые предоставляют широкие возможности для совместной коллективной удаленной работы.

8) Для каждого выпуска важно внимательно подходить к выбору иллюстраций, благодаря грамотно подобранному визуальному материалу расширяются знания по истории и обществознанию как у самих юных авторов, так и у читателей.

9) Важно помнить о том, что школьная газета на историческую, культурологическую тематику, о духовно-нравственных ценностях – в современных условиях такая газета гораздо больше, чем газета. Так, например, мы изначально отошли от идеи размещать статьи только с текстом и иллюстрациями, мы на страницах наших выпусков размещаем QR-коды, которые наводят читателей на полезные материалы, видеоролики, статьи и т.д. Тем самым спектр изучаемого материала существенно расширяется.

10) Составить контент-план организаций, с представителями которых можно взять интервью, внимательно подходить к составлению вопросов для интервью, после интервью можно использовать как дословную расшифровку ответов респондента, так и аналитическое описание ответов. Например, мы договариваемся со священнослужителями, с которыми впоследствии берём интервью (в этом учебном году практически все интервью были дистанционными).

1) Большую часть заданий ГИА по истории составляют здания на знание основных событий, связанный с историей православной церкви, конечно, у авторов нашей газеты развиваются знания по истории православной церкви.

2) Работа над созданием школьной печатной газеты способствует более эффективному изучению обучающимися памятников православной культуры (храмов, монастырей, фресок, икон).

3) В процессе работы над выпусками школьной печатной газеты происходит развитие навыков у обучающихся по запоминанию дат, хронологии, фактов.

4) Навыки работы с визуальной информацией, которая необходима при подготовке к ГИА по истории и обществознанию. Ребята сами подбирают иллюстрации к разным выпускам, в процессе подбора и верстки газеты запоминают богатый иллюстративный материал.

5) В процессе работы над школьной печатной газетой ребята изучают богатейший источниковедческий материал, таким образом, развиваются их навыки по анализу исторических и культурологических источников.

6) Происходит развитие навыков обучающихся по изучению исторических персоналий.

7) Работа над выпуском школьной печатной газеты способствует более эффективному изучению истории родного края в контексте истории России. С кем бы из священнослужителей мы ни проводили интервью, они рассказывают о монастырях, храмах, в которых служат, в контексте ключевых событий истории России.

8) Работа над выпуском школьной печатной газеты способствует развитию навыков сравнительно-аналитической деятельности обучающихся. Так, например, работая над выпуском о духовных святынях г. Алатырь, мы пишем статью о знаменитой колокольне Свято-Троицкого мужского монастыря г. Алатыря, сравниваем высоту колокольни с высотой других самых высоких колоколен на территории Российской Федерации.

9) В каждом выпуске ребята тщательно подбирают цитаты, которые помогают читателям лучше усвоить материал каждой статьи. При этом у ребят развиваются навыки работы с текстом, который жизненно необходим при подготовке к ГИА как по истории, так и по обществознанию. Важно сформировать в собственном сознании не только банк знаний, но и вооружиться навыками речемыслительной деятельности: уметь аргументировать собственную позицию по той или иной цитате, которая имеет отношение к определенному историческому этапу, событию. Работа над выпусками школьной печатной газеты позволяет развивать у каждого школьника такие навыки.

10) Не секрет, что современные школьники с трудом излагают свои мысли. Эта трудность возрастает в разы, если речь идет о письменной речи. Требуется буквально отшлифовать каждую фразу, при этом учитывая критерии задания. Сдавая экзамен по истории или обществознанию, нужно владеть литературными навыками, иначе не справиться с вопросами, которые требуют развернутого ответа. Работа над выпусками школьной печатной газеты позволяет развивать как навыки устной речи, так и навыки письменной речи (сначала ребята устно излагают свои мысли, касающиеся отдельных статей, а затем излагают свои мысли в письменной форме).

11) Есть еще один очень важный эффект от работы над школьной печатной газетой: предоставление равенства образовательных возможностей. Так, например, среди участников нашей инклюзивной типографии «Доброе слово» есть разные дети: это и дети с хорошей успеваемостью, и дети из неблагополучных семей, и дети с особенными потребностями здоровья, которые не могут себе позволить, например, занятия с репетиторами. Работа над школьной печатной газетой предполагает повышение мотивации к обучению у всех. У нас есть одно ключевое правило: у нас нет неправильных вопросов, у нас нет отличников и троечников, у нас есть сплоченная работа в команде, при которой роль каждого участника важна и нужна. Таким образом, мы раскрываем личностный, творческий, интеллектуальный потенциал каждого участника нашего проекта.

Важно помнить, что возможности медиаобразовательных технологий в процессе воспитания личности поистине безграничны.

Как вы думаете, уважаемые коллеги, что нам, как учителям, дает применение медиаобразовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ (так как если мы не развиваемся сами, то и не будем развивать наших учеников и наоборот, наше развитие как педагогов напрямую влияет на развитие – личностное и творческое – наших ?

1) Расширяет границы профессионального роста (так, например, я овладела навыками видеомонтажа, операторской съемки, звукозаписи и верстки газеты). Применяя медиобразовательные технологии, мы так или иначе овладеваем новыми профессиональными навыками.

2) Расширяет границы личностного роста: мы постоянно видим новые горизонты своего развития, новые смыслы и ценности. Без этого никак, поскольку в процессе медиатворчества детей с ОВЗ именно мы, педагоги, являемся трансляторами ключевых смыслов и ценностей.
Применение медиаобразовательных технологий для развития метапредметных навыков у детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования
социальная адаптация, самореализация, профессиональные навыки для детей
Чудо-теплица
Версия для слабовидящих
Напишите нам:
chudoteplica@mail.ru
Разработка сайта: White rocket