Искусство - особым семьям
Иванова Наталья Васильевна,
учитель истории и обществознания
МАОУ «СОШ № 59» г. Чебоксары
Представляю вниманию дорогих читателей описание своего опыта работы по применению арт-терапевтических методик для семей, имеющих детей с особенностями развития.
Цель и планируемый результат: психолого-педагогическая поддержка родителей детей с ОВЗ, проведение групповых консультаций для родителей с обязательным получением обратной связи; создание гайдов для родителей с описанием арт-терапевтических методов, которые можно применять в процессе воспитания своих детей в семье.

Список необходимых ресурсов:
Важно помнить о том, что для применения арт-терапевтических методов в работе с особыми семьями необязательно обладать дорогими ресурсами. Да, в нашей школе есть инклюзивная студия арт-терапии «Мы – вместе!» (открыта на средства гранта Рыбаков Фонда в 2019-м году), которая позволяет использовать широкий спектр приемов арт-терапии (аква-анимация, интерактивная песочница, кинетический песок и многое другое). Если таких ресурсов нет, то всегда можно использовать старую добрую классику – краски или гуашь, бумагу, блестки, успокаивающую музыку. Все это доступно каждому педагогу: важно проявить свой креатив, а самое главное – большое желание помочь особым семьям, найти тот волшебный ключик, который поможет им выйти из замкнутого состояния своих семей, позволит выплеснуть эмоции, почувствовать себя счастливыми. Арт-терапия помогает достичь спокойного и радостного душевного состояния родителям особенных детей, а задача педагога – выявить заранее запросы и интересы родителей, осторожно узнать об обстановке в семье.

Последовательность шагов:
Можно проводить инклюзивные арт-мастерские для семей особенных детей, где применяются методы песочной терапии, терапии изобразительным искусством, музыкальной терапии, кинотерапии, акваанимации, терапии шедеврами изобразительным искусством с применением современных цифровых технологий.

С помощью современных арт-терапевтических технологий можно проводить групповые консультации с родителями детей с особыми потребностями. Благодаря таким групповым консультациям родители детей с ограниченными возможностями здоровья смогут преодолевать чувства отчаяния, одиночества и замкнутости, пообщаться друг с другом в благоприятной творческой среде, обменяться семейным опытом в вопросах воспитания детей с особыми потребностями.

Полезные советы с примерами проведенных меропряитий с родителями особых семей из моего профессионального опыта:
1. Пример групповой консультации с родителями детей с особенными потребностями «Как говорить с детьми об искусстве или арт-терапия шедеврами искусства в семье». Родители коллективно обсудили вопросы о том, что приобщение детей к искусству в семье помогает отвлечь учащихся от увлеченности гаджетами, компьютерными играми и социальными сетями, развивает у детей воображение, эстетическое восприятие, социально ответственное поведение. В свою очередь, я рассказала им о том, как можно использовать культурное пространство города для воспитания учащихся с помощью методик арт-терапии шедеврами искусства (например, изучение архитектурных памятников, произведений скульптуры и живописи, которые можно увидеть с особым ребенком, просто прогуливаясь по городу).

2. Театральная педагогика для семей, имеющих детей с особенными потребностями: ребята и их родители приняли участие в создании иммерсивного спектакля «Земля Улыпа» по мотивам эпоса чувашского народа. Иммерсивный спектакль позволил создать эффект полного погружения в сюжет народных легенд о чувашском богатыре Улыпе и древних традициях нашего края. Полноправными участниками постановки стали абсолютно все: и сами дети, и волонтеры, и даже родители учеников. Каждый получил свою роль и сыграл на импровизированной театральной сцене. Все участники театральной постановки испытали незабываемые эмоции от процесса создания спектакля.
Для того, чтобы провести иммерсивный семейный спектакль, необходимо:
-заранее подготовить соответствующие иллюстрации с ролями (можно использовать картонные фигуры или иной целесообразный инвентарь;
-распределить на вашем мероприятии с семьями роли;
-распределить текст между участниками (детьми и родителями);
-провести импровизированную репетицию (используйте музыку, будьте вдохновителем представителей семей);
-проведите иммерсивный спектакль.

3. Импровизированный оркестр: музыкальная терапия для семей, имеющих детей с особенными потребностями здоровья. Сначала мы обсуждали великие произведения классической музыки, эмоции, которые вызывают у представителей семей эти произведения, а затем постарались создать импровизированный общесемейный оркестр и с помощью подручных инструментов (если их нет, то инструментами могут стать предметы, находящиеся рядом – даже ручки и тетради).

4. Как рассказывать детям об искусстве с помощью городского культурного пространства.

Рассказывать детям об искусстве можно, опираясь на произведения архитектуры и скульптуры нашего города, например, рассматривая с детьми удивительные памятники г. Чебоксары.

Наверняка, многие семьи любят гулять с детьми по центру города. Рассматривая с детьми памятник «Матери – покровительницы», можно рассказать им не только его историю, но и обсудить ключевые духовно-нравственные ценности любви, заботы, созидания и уважения.

Рассматривая архитектурный комплекс «Добрый ангел мира», можно обсудить с детьми ассоциации и чувства, которые он вызывает, поговорить о его символах мира и надежды.

Интересен и памятник «Флора Чувашии», находящийся в Ботаническом саду: говоря с детьми об этом памятнике, можно поговорить с ними об удивительном природном богатстве Чувашской Республики.

Безусловно, это еще не все, возможности арт-терапии для работы с семьями школьников действительно безграничны.
Арт-терапевтические методы можно использовать не только для особых семей, но и для каждой семьи.

как воспитывать в семье детей с ограниченными возможностями с помощью искусства
социальная адаптация, самореализация, профессиональные навыки для детей
Чудо-теплица
Версия для слабовидящих
Напишите нам:
chudoteplica@mail.ru
Разработка сайта: White rocket